Какие бывают крепежные соединения?

В различных отраслях современной промышленности используются два основных типа неподвижных соединений:
- разъемные — выполняются с применением таких крепежных элементов, как болты, гайки, шпильки и различные винты;
- неразъемные — делаются при помощи сварки, клепания, пайки или склеивания.
Перечисленные типы крепежей используются во всех отраслях машиностроения, а на выполнение данных работ приходится примерно 35 % общих трудозатрат. Существующий ассортимент используемых крепежей сегодня очень разнообразен и постоянно расширяется, так как в эксплуатацию вводится новое, более совершенное и качественное оборудование. Его изготовление требует применения максимально долговечных и надежных соединений, которые должны также соответствовать уровню оборудования.
В современной классификации крепеж, используемый в машиностроительной отрасли, относится к классу ГЗ, в котором выделяются следующие подклассы:
- Г31 — болт;
- Г32 — винт или шпилька;
- ГЗЗ — гайка;
- Г34 — заклепка;
- Г36 — шплинт;
- Г37 — штифт;
- Г38 — специальные промышленные метизы.
В настоящий момент многие прогрессивные виды крепежа не включаются в классификацию государственных стандартов. Широкое разнообразие элементов, различных по своей конструкции и технологичности, сильно затрудняет определение принадлежности к конкретным классам. Но, несмотря на эти трудности, весь крепеж можно поделить на пять групп:
- широкого использования;
- специальные — для соединения композиционных материалов;
- резьбовые элементы высокой прочности;
- изделия для создания герметичных и высокоресурсных соединений;
- элементы для безударной клепки.
Эта классификация в некоторой степени является условной, так как многие виды крепежа можно отнести к нескольким группам за счет их многофункциональности. Например, к резьбовому крепежу повышенной прочности относятся винты, гайки и болты.
Представленная классификация помогает сотрудникам конструкционных и технических отделов ориентироваться в разнообразии крепежных элементов и применять их в каждом конкретном случае, создавая оптимальные конструкции для сферы машиностроения.